Инструменты для живописи и творчества очень многообразны. Под определенную технику или под определенное направление в искусстве инструмент подбирают индивидуально.

Кисти.

Спектр использования кистей очень широк: живопись, декоративные, строительно-покрасочные работы, даже в медицине не обходится без них.

Чтобы подобрать для себя художественную кисть необходимо учитывать несколько обстоятельств, а именно: для какой краски будет применяться кисть, по какой поверхности и каким должен быть конечный результат. Кисти из натурального волоса делятся на несколько основных групп: Мягкие, средние и жесткие. К мягкому волосу относятся кисти из белки, соболя, пони. Такие кисти применяют в основном в акварели, так как они отлично удерживают влагу, собираясь в капельку после намокания, и хорошо ее отдают на бумаге. За счет своей пластичности ими можно рисовать тонкие непрерывные линии. Такая качественная художественная кисть прослужит очень долго при правильном обращении. Колонковая кисть так же может применяться в акварели благодаря тем же свойствам. Но она скорее относится к кистям средней мягкости и сочетается практически со всеми красками. Мягкие и средние кисти могут применяться так же для масла, гуаши и акрила. Выбор зависит от темперамента и стиля художника. Колонок отлично подходит для лессировочной живописи в масле, хорошо переносит и акрил с гуашью, позволяет добиться определенного эффекта. Не маловажным фактом является то, что волос натуральный,- уход должен быть соответствующий. Нельзя такие кисти замачивать в агрессивных растворителях или разбавителях иначе кисть начнет терять волос. Нельзя оставлять в стакане с водой, опираясь на волос, впрочем, как и синтетические кисти тоже. После работы любую кисть необходимо тщательно промыть, не допуская высыхания краски на ней. К жестким и полужестким кистям относятся такие кисти как коза, щетина и т.п. Обычно, такие кисти применяются к пастозным краскам: масло, гуашь и акрил.

Свиная щетина довольно жесткая, благодаря этому ее можно применять на грубых поверхностях: холст, стена. Отлично походит для техники «сухая кисть» и более объемной живописи в отличие от средних по жесткости кистей. Единственный ее недостаток то, что она не очень стойкая, волос хрупкий, не очень эластичный и поэтому она выходит из строя раньше, чем вышеописанные кисти. Но этот недостаток сглаживает ее, сравнительно, не высокая цена. Кисти из синтетического волокна так же бывают разной мягкости и упругости.

Появились такие кисти даже для акварели. Синтетика двойной обработки настолько мягкая, что новичок не сразу отличит ее от белки или колонка. Современное оборудование позволяет обрабатывать и создавать разнообразные синтетические кисти: синтетика под мангуста, синтетика под щетину, синтетика под колонок и т.д. Такие кисти универсальны и применяются не только в живописи, но и в кулинарии и в косметологии. Декупаж, бодиарт, ногтевой сервис не обходятся без синтетической кисти.

Силиконовые кисти – промежуточный инструмент между классической художественной кистью и мастихинами. Область применения такой кисти широка. Форма рабочей части может быть очень разной и предназначаться для разглаживания, выдавливания борозд и фигурных углублений, формирования складок, обработки линий на скульптуре выравнивания или изгибания их, разглаживания щелей и вмятин. Используется при работе с пастами, гелями и пастозными красками.

Мастихин — тонкая упругая стальная пластинка в виде лопаточки или ножа. Применяется преимущественно в масляной живописи для удаления красок с отдельных участков полотна, нанесения грунта, дополнительного перетирания красок, чистки палитры. Иногда используются вместо кисти для нанесения краски ровным тонким слоем или рельефным мазком.