Краска – это смесь пигмента, наполнителя и связующего, предназначенная для непосредственного использования в той или иной сфере быта.

Художественная краска отличается более мелкотертым помолом пигмента.

Все краски по составу разные и распределяются на группы.  В зависимости использования связующего внутреннего наполнителя при создании красящего вещества, краскам присваивают название.

Акварельные краски представляют собой тонкодисперсные суспензии светостойких пигментов и наполнителей в связующем, в состав, которого входит водный раствор растительного клея – гуммиарабика.  Главное отличие акварели в том, что она прозрачная, сквозь нее просвечиваются бумага и наложенные ранее слои краски. Краска легко берётся на кисть и также легко ложится на бумагу, однако, техника живописи акварелью – одна из самых сложных, так как краска бывает не послушной.

Акварельные краски бывают учебные и профессиональные – эти две разновидности чётко различаются по качеству.

Краски в кюветах имеют то преимущество, что они удобно расположены в ящике для красок, который одновременно служит и палитрой. Краски в тюбиках лучше подходят для больших полотен.

Гуашь — водорастворимая краска, которая при высыхании немного бледнеет из-за входящих в состав белил, но приобретает чудесную бархатистость.

Простота работы с гуашью заключается в том, что ошибки легко исправить, нанеся новый слой краски — густая и непрозрачная, она закроет дефект. А сложность в том, что для достижения желаемого цвета и ровного тона с краской придется экспериментировать, к тому же нельзя допускать слишком толстого слоя гуаши, она может растрескаться и осыпаться после высыхания. Гуашь обычно является первой краской, которой рисуют дети, и с её же помощью создают шедевры великие художники.

Для этого типа краски идеально, в качестве рабочей поверхности, подходят не мелованный картон, акварельная бумага, тонированная бумага. Первый слой краски впитывается в художественную поверхность, создавая что-то подобное грунту. Это позволяет краске лучше держатся на рабочей поверхности. Кроме художественной гуаши существует и другие виды гуаши.

  • Плакатная гуашь представляет собой обычную гуашь, за тем лишь исключением, что вместо белил используется каолин. Это делает краску более яркой и плотной.
  • Гуашь для детского творчества содержит вместо гуммиарабика клей ПВА. Это делает краску менее пластичной и она быстрее высыхает. Однако это делает ее более стойкой к осыпанию и истиранию.

Темперные краски – водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов и связующего.

Связующее вещество темперных красок является эмульсией, т. е. смесью нерастворимых друг с другом веществ. Существует четыре основных вида темперных красок: казеиново-масляная, яичная, воско-масляная, поливинилацетатная. Из этих названий видно из чего состоит связующее каждого вида темперных красок. Это может быть казеин, масло, яичный желток, воск, ПВА. Но если масло или яичный желток являются известными компонентами красок, то про казеин знают не все.

Большинство темперных красок после высыхания не растворяется и не смывается. Темперой можно писать практически на любой поверхности, ею можно работать в техниках, используемых для других красок. Этой краской можно наносить прозрачные слои, как акварелью; положенная слоем погуще, темпера непрозрачна и ею можно работать как гуашью; нанесение пастообразной краски похоже на масляную живопись.

Темперные краски хорошо подойдут не только для живописи, но и  для выполнения декоративных работ – выполнения орнаментальных композиций или росписи домашней утвари и интерьера.

Акриловые краски – водоразбавляемая краска, на основе акриловой смолы. Акрил довольно быстро сохнет, образуя стойкое покрытие, которое не смывается водой и не выгорает на солнце. Акриловые краски бывают как густыми, так и жидкими. Жидкими красками можно писать картины, похожие на акварельные или гуашевые, с гладким покрытием. Использование густого акрила позволяет создавать работы с интересной фактурой. Освоение техники работы с акрилом особенно привлекательно тем, что акриловыми красками можно писать на любых поверхностях, что дает массу возможностей для творческой самореализации: бумага, картон, ткань, стекло, дерево, керамическая плитка и даже металл — все это может стать «холстом» для художника, работающего с этими красками. Не стоит забывать, что краска быстро сохнет и промывать кисть и инструменты нужно сразу же после работы. Акрил – одна из самых популярных красок, используется не только для живописи, но и для декоративных техник: роспись ткани, роспись стекла, аэрография, косметология.
Масляные краски – густотертые тонкодисперсные смеси пигментов и связующих, изготовленных на основе специально обработанных уплотнённых масел. Сохнет (полимеризуется) масляная краска в отличия от акрила очень долго, что позволяет исправлять ошибки. По этой же причине масляную живопись не стоит покрывать лаком ранее чем через год после завершения письма.

Краска обычно наносится кисточкой, хотя густой характер масла позволяет работать мастихином, губкой, а иногда и пальцами. Характер масляной краски позволяет наносить ее разными способами, варьируя толщину красочного слоя и характер наложенных мазков. В классической масляной живописи традиционно использовалась сложная техника многослойного письма, богатого лессировками. Она позволяла с иллюзионистической точностью передать фактуру предметов. Начиная с импрессионистов, техника масляной живописи существенно изменилась. Краска накладывается толстым слоем, пастозно, может даже выдавливаться из тюбика прямо на холст. Важной характеристикой творчества становится сама энергия живописи, рельефный фактурный мазок.

Аэрозольные краскиэто готовая к применению эмаль, помещённая в специальную аэрозольную упаковку (аэрозольный баллончик). На окрашиваемую поверхность краска наносится способом распыления. У аэрозольных красок имеются свои очевидные преимущества. Краски-аэрозоли легко наносятся на поверхность (при этом отпадает нужда в кистях и валиках), краску не нужно разводить растворителем или смешивать перед применением, процесс окрашивания не требует дополнительных усилий, а трудозатраты на окраску существенно снижаются (например, нет необходимости чистить рабочий инструмент после завершения окраски).

Главное при работе с аэрозольными красками — следует соблюдать технику безопасности. Краска-аэрозоль обладает крайне высокой летучестью, распространяя токсичные вещества по воздуху, поэтому лакокрасочные работы необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении. Нельзя допускать попадания краски в глаза. Работы с аэрозольными красками следует проводить в респираторе.
Витражные краскиэто краски для рисования по стеклу и гладким поверхностям. Эти краски существуют на разных основах.

Краски на водной основе. Чаще всего акриловые, их отличает отсутствие запаха, жидкая консистенция, прозрачность и экологичность. Они при необходимости, легко смываются водой, пока не высохли. Такие краски используют для творчества с детьми. Используя такие краски по стеклу витраж получается прозрачным и хорошо подходит для окон.

Многие краски на водной основе подлежат, после высыхания, «обжигу». Полностью высохшее изделие «запекают» в духовке определённое время и под необходимой температурой. Инструкция по времени и температуре «обжига» указана на упаковке.

Краски на органических растворителях. Это густые по консистенции краски с резким сильным запахом. Обычно они сделаны на лаковой основе, поэтому готовое изделие «обжигать» не нужно. Сохнут они до нескольких суток и после, их можно спокойно мыть. При частом мытье и чистке, лучше покрыть сверху укрепляющим лаком.

Акриловые витражные краски используют чаще всего, они не имеют запаха, быстро сохнут и дают яркие насыщенные цвета. Такие краски легко смешиваются между собой, давая новые оттенки. Если необходим более нежный оттенок, краску разводят с помощью специального разбавителя.

Акриловым краскам не требуется «обжиг», но для лучшей износостойкости, можно дополнительно покрыть изделие акриловым лаком. Этим краскам не страшна влага и мытьё, они не выгорают от солнечных лучей и не боятся перепадов температуры. Рисуя витражи на стекле своими руками акриловые краски лучший выбор для новичков.

Краски нельзя использовать на посуде, которая соприкасается с пищей. Например, расписывая кружку, рисунок наносится с наружной стороны.

Краски для тканикраски, чаще всего, на акриловой основе которые образуют очень прочный рисунок, не смываемый водой даже при использовании моющих средств.

Роспись по ткани предполагает огромное количество разных технологий.

Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов, так как краска для батика очень жидкая по консистенции.

В холодном батике при росписи ткани используют специальное вещество, которое не пропускает краску. Этот способ называется резервирование. Сначала контур рисунка прорабатывается именно этим веществом, а те участки ткани, которые не были обработаны, закрашиваются краской.

В горячем батике в качестве резерва обычно используют расплавленный воск. Как правило, он применяется на хлопчатобумажных тканях. В этой технике используют «чантинг» – оригинальный инструмент для нанесения узоров растопленным воском. Это маленький медный сосудик с одним или несколькими изогнутыми носиками и бамбуковой или деревянной ручкой.

Краской для «Батика» можно работать и без резервирующего состава. Например техника узелкового батика. Неокрашенное полотно покрывают по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивают и удаляют нити, в результате образуется узор из белых «горохов».

Также популярным видом окрашивания ткани является свободная роспись акриловыми красками для ткани. Эти краски как правило используют для плотных тканей, кожи, замши и текстиля тёмных и ярких цветов. Краска наносится кисточкой, аэрографом, валиком через трафарет или при помощи штампов.

Краски для марморированиявысоко глянцевая жидкая эмалевая краска на основе алкидных/органических смол, которая быстро сохнет, устойчива к воздействию воды и истиранию.

Особенность техники заключается в том, что перенос изображения — ​разводов, имитирующих прожилки натурального мрамора — ​происходит с жидкой поверхности на декорируемый предмет. Преобразить с помощью марморирования можно множество поверхностей: стеклянные, керамические, бумажные, картонные, деревянные, пластиковые, гипсовые, тканевые и прочие поверхности предметов.

Принцип действия простой: краски на основе органических растворителей образуют пленку на воде и не смешиваются между собой. Благодаря этому на поверхности воды можно создать узор из нескольких красок. Декорируемый предмет на несколько секунд, прислоняют к поверхности воды, и поверхность предмета перенимает узор.

О технике безопасности забывать не стоит. Следует избегать попадания краски на одежду и руки.

Краски для аэрографии

Аэрография — одна из техник изобразительного искусства, использующая аэрограф в качестве инструмента для нанесения жидкого или порошкообразного красителя при помощи сжатого воздуха на какую-либо поверхность.

Краски для аэрографиикраски практически на любой основе, имеющие в составе мелкотертый пигмент и разведенные до консистенции молока.

Выбор краски зависит от поверхности, на которой предстоит работать. Акрил, акварель, масло – все подходит при условии тонкодисперсного пигмента и определенной консистенции, которой можно легко добиться.

Существуют профильные краски для аэрографии. Они уже готовы к использованию, их не нужно разбавлять и фильтровать, обладают высокой покрывающей способностью, чего трудно добиться, если взять акрил и сильно развести. После высыхания краска образует устойчивый, несмываемый слой.